3 с лишним миллиона долларов за… «99 центов»

3 с лишним миллиона долларов за… «99 центов»Когда технологическое или творческое чудачество превращается в искусство? Современный человек нередко на этот вопрос отвечает так: когда произведения в определённом ключе начинают продаваться на аукционах. Несмотря на то, что, по идее, подлинному искусству невозможно дать материальную цену, мировые шедевры уходят на торгах по совершенно конкретным ценам, недоступным простым смертным.

Аукционы фотоискусства тоже существуют. И цены на произведения набиваются не меньшие, чем на торгах традиционного изобразительного искусства. За 2 928 000 долларов однажды было продано «Озеро в лунном свете» Эдварда Стейхена. Эта художественная фотография имеет не только собственно эстетическую ценность: она по-настоящему эксклюзивна, так как считается одной из самых первых цветных фотографий. Выполнена она в 1907 году по особой технологии, разработанной Стейхеном.3 с лишним миллиона долларов за… «99 центов»

Но не эта фотография стала самой дорогой в истории фотоискусства. 3 346 456 долларов было отдано за огромную фотографию Андреаса Гурски, известного рекламного фотографа. Самое парадоксальное – неизвестно, в честь чего эту картину оценили дороже, чем редчайшее произведение искусства начала ХХ века. «Полотно» Гурски называется «99 центов». Изображены на нём многочисленные ряды полок в складском помещении супермаркета, до предела забитые всевозможными продуктами: консервами, чипсами, хлопья, печенье, напитки, шоколадные батончики и ещё много чего съедобного. От этих стройных рядов в глазах наблюдателя начинает рябить.

Эстетическая ценность этой фотографии для многих людей сомнительна. Однако не нужно думать, что это какой-то единичный курьёз: в современном изобразительном искусстве – и фотографическом, и более «традиционном» — ценность произведения часто понимается как-то по-особому, и на протяжении всего ХХ века в число самых дорогих покупок на аукционах попадали картины, действительная ценность которых не превышает куска бумаги или полотна, на котором они сделаны. Достаточно упомянуть «Чёрный квадрат» Малевича, а также произведения Винсента ван Гога, явно не дотягивающие до полноценно «серьёзного» уровня.

Остаётся только непонятным, что сделало Гурски «модным» фотографом: какие-то более ранние его работы или же пресловутые «99 центов». Впрочем, поведение современных «толстосумов» в целом само по себе, мягко говоря, нестандартное.

Это интересно
Фотоаппарат XI века
Фотоаппарат XI века
Сегодня фотография окружает нас практически повсюду. Она стала частью нашей повседневности: фоторамка на столе, впечатляющий пейзаж на «рабочем столе» монитора, сотни фотографий в каждом ...
«Статическая видеокамера»
«Статическая видеокамера»
Она же MAVICA, то есть «Magnetic Video Camera». Это не что иное, как первый цифровой фотоаппарат. Он был выпущен компанией «Сони» в 1981 году. Особым типом видеокамеры, а не фотоаппарата, новый ...
«Золотой век» мистификаций
«Золотой век» мистификаций
«Золотым веком» фотомистификаций можно считать 90-е годы ХХ века. В это десятилетие технологии в области цифровой фотографии только начинали победное шествие по миру. Качественная техника с ...