Фотохудожник Андреас Гурски

Фотохудожник Андреас Гурски

Фотокартина «99 центов», кстати, была куплена за указанную сумму украинским олигархом Виктором Пинчуком. Этот странный человек, обогнавший по размеру состояния самого известного украинского богатея – Рината Ахметова, на всю страну известен своими пристрастиями к «современному искусству»: в 2006 году он основал в Киеве галерею PinchukArtCentre – одну из крупнейших в Восточной Европе; то, что там выставляется, оценивается обществом неоднозначно.

Но что представляет из себя сам Андреас Гурски? Он – выпускник Дюссельдорфской школы искусства. В ХХ веке в её руководстве преобладали художники-концептуалисты, у которых Гурски учился и которых в некоторых отношениях превзошёл. К середине 90-х окончательно сформировался стиль Гурски. Это «монументальные» фотографии, сделанные с необычных ракурсов. Нередко изображения сняты как бы с нескольких точек зрения, в иных случаях непонятно, с какой точки и каким образом Гурски сделал снимок.

На этих фотокартинах (а это прежде всего картины, а не просто художественные фотографии) либо почти ничего не изображено, либо пространство, наоборот, «под завязку» заполнено людьми, зданиями, полками заводских складов. И каждый элемент изображения, независимо от его удалённости, просматривается с удивительной точностью. В этом фотографу помогает компьютерная обработка. Фотохудожник Андреас ГурскиДо середины 90-х он не пользовался ею, но и темы его творчества (и размеры картин) были иными, более «приземлёнными». С помощью «Фотошопа» и других программ Гурски создаёт впечатляющие псевдонатуралистические изображения, показывая сущность современного мира с его торжеством производства и потребления.

Несмотря на обилие человеческих фигур и движения, в произведениях Гурски, как кажется, ничего не происходит. Фотограф живописует абсолютную статику, хотя и находящуюся в вечном, размеренном движении. Затронута здесь и тема современной демократии и политкорректности: все персонажи получают примерно равную долю в пространстве, и каждый из персонажей виден абсолютно одинаково – нет ни главных, ни второстепенных героев.

По словам некоторых искусствоведов, Гурски воскрешает такой жанр, как монументальная композиция, переосмысляя его с позиций современного искусства. С другой стороны, фотограф соревнуется с кино: в его произведении могут сочетаться снимки одного и того же места или события, произошедшие в разное время. Это и фоторассказ, хотя и довольно необычный: в этом рассказе нет ни завязки, ни кульминации, ни даже определённой авторской позиции.

Видео: Секреты великих мастеров фотографии. Андреас Гурский

Это интересно
Человек, который изобрёл «Полароид»
Человек, который изобрёл «Полароид»
Звали его Эдвин Авраамович Лэнд (исконная фамилия – Соломонович). Он был выходцем из семьи одесских евреев, эмигрировавших в США в 1880-х годах. Лэнд за всю свою жизнь стал обладателем 535 ...
Самые необычные фотографии
Самые необычные фотографии
Фотохудожники XIX века недооценивали возможности фотографии. Да и не были они в состоянии оценить их полностью – ибо привычных сегодня возможностей у неё не было. Как уже говорилось, долгая ...